Влечения по Лакану

Влечения по Лакану

Поделиться в социальных сетях: О сайте Данный сайт посвящен психологии - науке, изучающей психическую деятельность человека, влияние на нее внешних факторов и взаимодействие между индивидуумами, на основе детального поведенческого анализа. Также психология изучает последствия воздействия внешних факторов на психическую систему человека и взаимосвязь между событиями и эмоциональной активностью. Случайная книга Роберт Энтони — Хватит думать!

Лакан, Жак

Ср Сен 20, Потребность относится к биологическому уровню потребность в пище , то есть она нацелена на конкретный объект и удовлетворяется им. Между ними зазор, трещина. Спасибо большое, , за детальное разъяснение. Я догадывался, что именно в таком разрезе будет ответ. К своему сожалению очень поверхностно знаком с Лаканом, хотя в будущем наверстаю упущенное.

В отличие от экзистенциалистов, Лакан не вынес понятие об за страх, и связывая тревогу с понятием внешнего и внутреннего мира.

Она противостоит эмпирическому и прагматическому взгляду на как на фиксированную, целостную сущность, которая детерминирована, если и не божественно, то генетически или нейрофизиологически. В то время как лакановское или до-вербальное, нарцистическое я едино, субъект, напротив, расщеплен на сознательную и бессознательную части. В своих текстах Лакан придает значительно большее внимание проблеме субъективности, чем любой психической функции . На протяжении всех своих работ Лакан стремится разоблачить общую иллюзию, идентифицирующую с субъектом.

Она призвана указать на то, что пространство человеческой субъективности конституируется в поле некоторой Абсолютной субъективности. Но одновременно он находит и нечто значительное у Декарта. Не только то, что сомнение обеспечивает силу разума, но что сомнение [63] опровергает любую форму субстанциального единства субъективности. В том пункте, где Декарт обнаруживает достоверность своего бытия в сомнении, там мысль Лакана близка декартовской. Он также находит основание именно там, где сомневается.

В этом смысле реконструируемая Лаканом несубстанциальная субъективность это именно языковая субъективность: Популярность к идеям Лакана пришла после разочарования общества в событиях мая года. Она была вызвана особым характером его теории, пытавшейся примирить марксизм и экзистенциализм. Как этическая доктрина экзистенциализм представляет собой этику индивидуальной ответственности и разумного выбора.

Но как теория субъективности экзистенциализм принципиально остается в рамках картезианства.

В отличие от экзистенциалистов, Лакан не вынес понятие об утраченном за пределы психического. Экзистенциалисты, исследуя феноменологию тревоги, ушли в социальный дискурс, призывая к ответственности за страх, и связывая тревогу с понятием внешнего и внутреннего мира . Это и было их ответом на вопрос: Понятие ответственности позволило циклично соединить вопрос и ответ:

Четыре основные понятия психоанализа» содержит материалы семинара , проведенного Жаком Лаканом в году. лакан.

Лакана как современная диалектическая концепция" Гл. Развитие диалектической идеи в философии века 11 1. Диалектика субъективности и психоаналитическая концепция бессознательного 50 2. Рационалистические аспекты психоанализа З. Рационализация желания в концепции Ж. Психоаналитическое обоснование диалектического проекта в философии века 65 Гл. Проблема субъекта в психоанализе Ж. Тема данного диссертационного исследования, раскрывающаяся1 в осмыслении! Лакана как современной диалектической концепции, представляется актуальной и обоснованной в силу ряда причин: Лакана в контексте философского знания в терминах структурализма.

Лакана как- структуралистской концепции ведет к осмыслению его в русле философии как лингвистической теории. Это-дает основание определить, данный подход как редукционистский, так как он не позволяет в полной мере реконструировать весь корпус категорий лакановского психоанализа, и исключает масштабное представление о его- учении: Рассмотрение психоаналитической теории,- в, терминах диалектической концепции является альтернативным способом философского осмысления психоанализа.

Во-вторых, обоснованность и актуальность темы диссертационного исследования раскрывается в, том положении, что психоаналитическая диалектика Ж.

Язык и позиция субъекта: Лакановская структурно-семиотическая концепция субъективности

Будучи практикующим буддистом, я принял участие в зимнем ретрите затворе , проводимом зимой года в международном дзэн буддистском монастыре Вон Кванг Са , расположенным в горном массиве Пилис на севере Венгрии. Возникновение монастыря относится к году, и он следует традиции корейской школы дзэн буддизма Кван Ум , адаптированной к условиям западного общества основателем этой школы, корейским дзэн Мастером Сэунг Сан . Мастер Сэунг Сан, будучи семьдесят восьмым патриархом корейского дзэн буддистского ордена Чоги , рассматривал в качестве своей миссии распространение корейского дзэн буддизма на Западе и основал первый дзэн центр школы Кван Ум в США, в городе Провиденс, штат Род Айленд , , имеющий в настоящее время десятки ассоциированных центров в обоих Америках, Европе и Азии.

Монастырь Вон Кванг Са расположен на территории около 5-ти гектаров и включает несколько строений — зал для медитаций, административный офис, жилые и хозяйственные помещения. Ведутся работы по постройке основного храмового зала монастыря и других подсобных помещений.

Это и подобные ему заявления Лакана обнажают сердцевину его . которое Лакан объявляет понятием столь же фундаментальным для психологии, каким в свое . Страх перед Другим принимает форму комплекса кастрации.

, , -, , . , . , , . Его идеи оказали и продолжают оказывать существенное влияние на клиническую практику психоанализа, а также на психологию, философию, лингвистику, теорию кино и изобразительного искусства, литературную критику, феминистскую теорию. Лакан не считал свое учение философским, однако это не мешает философам исследовать систему лакановской мысли.

Основная трудность исследования творчества Лакана заключается в том, что он был мыслителем, предпочитавшим излагать свое учение устно, поэтому в основном приходится иметь дело с записями его устных выступлений, в ходе которых он редко формулировал свои теории в концентрированной форме. За исключением своей диссертации по психиатрии , он не написал ни одной книги.

Мысль Лакана развивается очень динамично, неминуемо порождая массу противоречий, однако наличие определенных незыблемых оснований позволяет рассматривать ее как целостную систему. Целью данной статьи является создание краткого аналитического обзора учения Лакана в контексте центральной для его творчества проблематики желания.

Виктор Мазин о книге Ренаты Салецл «О страхе»

С по год читал ежегодные семинары в Париже, осуществив значительное влияние на французских интеллектуалов в е и е годы, особенно постструктуралистських мыслителей. Его интердисциплинарное учение основывается на теориях Фрейда и включает такие понятия как бессознательное , комплекс кастрации, Его ; идентификация ; и язык как субъективное восприятие. Теории Лакана относят к критической теории, литературоведения, философии и клинического психоанализа.

«Назад к Фрейду!» — так призывал Лакан своих коллег сохранить в виде своеобразных симптомов критики, страха, и т. д., только сейчас постепенно Лакан предлагал вернуть эти понятия, а вместе с ними и психоанализ к.

Психоаналитическая школа Психоаналитическая школа — объединение психоаналитиков, близких по своих теоретическим взглядам, клинической технике и этическим принципам. В силу того, что аналитическое знание не может развиваться и распространяться через университетскую, научную или медицинскую систему, школа является оптимальным образованием, в котором — через личный анализ, семинары, картели и клинические ателье — возможно обнаружение знания в его субъективном измерении, исключающее простую передачу от учителя к ученику.

Отличительной особенностью школы является дискурс, содержащий не только теоретические выводы, но и предполагающий особое отношение к субъекту в аналитическом процессе, собственную технику психоанализа и способ осмысления клинического материала и формы работы с ним. Так, например, некоторые школы допускают презентацию клинических случаев внутри рабочей группы, исключая из этого рассмотрения позицию аналитика, тогда как другие признают только супервизорскую практику, считая, что симптом непосредственно связан с переносом, а презентация влечёт разрушение отношений в трансфере, поэтому клинический случай нельзя рассматривать в отрыве от позиции аналитика.

Школа представляет собой специфическую форму циркуляции психоаналитического знания. В отличие от Фройда, стремившегося к распространению знания о психоанализе через институты, организации и библиотеки в рамках одной структуры — Международной Психоаналитической Ассоциации — её филиалов в разных странах, Лакан практиковал качественно иной способ передачи аналитического знания. Сам Лакан, таким образом, создал, разделил и в последствии распустил несколько психоаналитических школ. На сегодняшний день в мире насчитывается более 50 ведущих международных психоаналитических школ, созданных учениками, последователями и наследниками Лакана:

Семинары. Книга 10. Тревога

Важность этого события для нас состоит в том, что мы вслед за Лаканом, пытаемся искать и вернуть психоанализу утраченные позиции и его настоящий смысл. Появление Лакана в психоаналитической среде знаменовало собой продолжение истории фрейдовского психоанализа. На мой взгляд, именно в наше время и именно в нашей стране лакановский призыв вернуться к Фрейду имеет особую актуальность. Ведь, очевидно, что психоанализ необыкновенно популярен на нашей территории, можно сказать, что он вызывает к себе не имеющий аналогов интерес, и, совершенно неважно проявляется ли такой интерес в форме критики или в форме намерения использовать в работе психоаналитический метод, — и те и другие попытки, часто оканчиваются неудачей, так как именно отсутствие традиции, и возможности постигать фрейдовскую мысль, характерно для отечественного психоанализа.

Нужно признать, что после Фрейда Лакан, стал наиболее значительной и яркой фигурой в психоанализе. Его по праву можно назвать одним из самых ярких мыслителей века и, хотя Лакан подчеркивал, что он психоаналитик, обращается к психоаналитикам и говорит о психоанализе, его теории оказались востребованными и в этике, и в политике, и в эстетике, и в философии, и в критике.

Но понятие Я имеет смысл не только в гра-ницах этой теории и этой техники , своей чув-ствительности и вкуса, ничего, кроме страха и отвращения.

Он получил философское образование в Париже, где в то время были очень популярны теории Зигмунда Фрейда. Именно такое образование позволило Лакану взглянуть позже на творчество Фрейда по-новому, опираясь на философию, психиатрию, а также сюрреализм в искусстве. Находясь под влиянием взглядов основателя психоанализа, Лакан защитил в г. При написании этой работы он использовал технику психоанализа собственной личности и особо концентрировался на возникающем при этом механизме сопротивления.

Между тем Зигмунд Фрейд не проявил к его диссертации никакого интереса и мягко дал понять, что его труды не представляют никакого теоретического интереса. Он начал разрабатывать свою первую теорию воображения и осознания, которая сопоставляла доктрины Гегеля и Фрейда. Очень большое значение для дальнейшего развития взглядов Лакана имело его знакомство с трудами Анри Валлона. Валлон придерживался идеи Дарвина, согласно которой превращение индивида в субъект происходит по законам природной диалектики.

В плане этой трансформации, в том случае, когда перед ребенком встает проблема решения собственных конфликтов, опыт зеркала предстает как один из обрядов пути, который протекает примерно между шестым и восьмым месяцами жизни. Он позволяет ребенку осознать себя самого и научиться идентифицировать себя в пространстве.

Структурный психоанализ Жака Лакана.

Ален Бадью условно разделяет творчество психоаналитика на три периода [ За это ряд критиков обвиняли Лакана в попытках превратить психоанализ в своеобразную языковую игру, мало пересекающуюся с лечением неврозов. Как раз в это время в фокус его внимания попадает регистр реального, и он разрабатывает клинику наслаждения в дополнение к клинике означающего , подчеркивая тем самым, что психоанализ не исчерпывается одними интерпретациями и работой со словами. Напротив, он воздействует на реальное при помощи аналитических актов, одним из которых является интерпретация.

Также именно здесь он формулирует ключевые для последующих десяти лет своего творчества темы — несимволизируемого тела, объекта наслаждения, психоаналитического акта, взгляда и женской сексуальности. История страха Начиная с года, то есть с момента рождения психоанализа, вопрос о неврозе страха , оставался и остается в центре внимания Фрейда; да и рождению своего метода он во многом обязан именно исследованиям неврозов страха и истерии.

«Постмодернистский» разрыв возникает только лишь с Лаканом, поскольку . иллюстрацию фундаментальной двойственности фрейдовского понятия das что во внимание принимается лакановское определение страха (страх .

Дискурс господина Простой операцией поворота этих четырёх терминов относительно занимаемых ими мест, Лакан составляет ещё три дискурса, которые он называет дискурсом истерика, дискурсом аналитика и дискурсом университета: Четыре дискурса Лакана Перед тем, как приступить к разработке теории четырёх дискурсов Лакан обратился к концепции речи у Соссюра, которая в работе Соссюра отличалась от языка, для объяснения ряда феноменов от основного понятия интесубъективности до эффективности психоаналитической практики.

Привычным для Лакана образом, он объединил это лингвистическое понятие речи с диалектикой господина-раба у Гегеля для того, чтобы артикулировать тезис о том, что речь создаёт социальную связь, которая преодолевает, свойственные воображаемому, эротические и агрессивные отношения эго-к-эго. Если мы примем интерсубъективность отношениями, основанными на связи учреждаемой полной речью, тогда мы сможем увидеть её как преодолевающую воображаемые отношения между эго и другим стадии зеркала.

Выражение этой структуры запечатлено на Схеме : Схема Эффективность психоаналитического лечения, при этом, также объясняется эффектом речи. Невротический симптом — это зашифрованное послание, которое было отстранено от цикла речи, и которое потому может быть коммуницировано только лишь в замаскированной форме.

Именно речь в виде свободных ассоциаций производит перенос. Внутри переноса аналитик становится адресатом зашифрованного сообщения симптома, и с помощью интерпретации он аналитик вписывает это сообщение обратно в дискурс. Действуя исключительно на уровне речи, аналитик реконструирует непрерывность истории субъекта с помощью ретроактивного осмысления неясных элементов дискурса субъекта.

С возрастанием акцента на более формальный уровень языка, представляемый однородной сетью означающих, расположенных в месте Другого, концепт речи играет всё меньшую роль в учении Лакана. Небезынтересным будет увидеть, учитывая четыре дискурса, вид концептуальной модели, обладающей корнями в ранних представлениях Лакана о функции речи в психоанализе.

Что нужно знать, чтобы понимать Лакана, да не у кого спросить

Введенное мною на предыдущем нашем конгрессе тринадцать лет назад понятие стадии зеркала в дальнейшем более или менее вошедшее в обиход французской группы, представляется мне достойным быть лишний раз предложенным вашему вниманию: Опыта, о котором надо сказать, что он ставит нас в оппозицию любой философии, исходящей прямо из . Быть может, среди вас кто-либо вспомнит тот аспект поведения, из которого мы исходим, освещаемый следующим фактом сравнительной психологии: Узнавание, о котором сигнализирует иллюминационная мимика - , в которой для Кёлера выражается ситуационная апперцепция, существенная фаза мыслительного акта.

В самом деле, этот акт, далекий от того, чтобы исчерпаться, как у обезьяны, единожды приобретенным контролем над бессодержательностью образа, тут же возобновляется у ребенка в серии жестов, в которых он в игровой форме испытывает отношение принятых на себя образом движений к его отраженному окружению и этого виртуального комплекса к удвояемой им реальности, а именно, к своему собственному телу и лицам или же объектам, которые находятся с ним бок о бок.

Вплоть до восемнадцатимесячного возраста активность эта сохраняет для нас тот смысл, который мы ей придаем — и который в не меньшей степени выявляет вплоть до настоящего времени остающийся проблематичным либидинальный динамизм, чем онтологическую структуру человеческого мира, каковая вписывается в наши размышления о параноическом сознании.

Лакан представляет этот ломтик чем-то близким к понятию “частичного объекта” у Именно поэтому Фрейд объединяет понятия влечения к смерти и . но страхом того, что лишенное своей причины/препятствия их желание .

Создатель школы и учения — лаканизма, получившего широкое распространение не только во Франции, но и за ее пределами. Затем круг научных интересов Л. Фрейда, увлекается философией Г. Гегеля, проявляет интерес к социологии и искусству, особенно к сюрреализму С. Леви-Строса, Первый привлек его внимание филос. У второго он позаимствовал структурную концепцию языка, в особенности понятия знака и системы, означающего и означаемого, а также диалектику отношений языка и речи, языка и мышления.

Вслед за Соссюром, который подчинял мышление языку, Л. Поэтому функционирование каждого элемента бессознательного подчиняется принципу системности. Вместе с тем в понимании знака Л. Роль означающего при этом принадлежит бессознательному, которое, будучи языком, является синхронической структурой. Означаемым выступает речевой, дискурсивный процесс, воплощающий диахронию.

Из работ Леви-Строса Л. Что касается фрейдовского психоанализа, то свои исследования Л.

Введение в Лакана

Фрейда, ранняя и зрелая. Лакана ! Итак, что же это за неотвратимая опасность, от которой прошибает холодный пот и отнимается голос, так ли мы бессильны и беззащитны перед ней - перед тревогой?

По понятие элементарного феномена, выделение различных видов . таким образом в состоянии неуверенности - матери надежды и страха".

Причем в каждом из этих случаев речь идет не о наборе тех или иных симптомов, не о диагнозе, но о клинической структуре психики. Тремя структурами дело и ограничивается. Если Фрейд полагал, что невротика можно превратить в обычного несчастного человека, то для Лакана, невроз — структура, не подлежащая изменению; и цель психоаналитической работы — не устранение невроза, а изменение отношения субъекта к своему неврозу, себе самому, своей истории.

Две формы невроза — два экзистенциальных вопроса. Вопрос истерии относится к полоролевой идентичности: Лакан занимается психозами всю свою творческую жизнь. Соглашаясь с Фрейдом, что паранойя — парадигма психоза, Лакан рассматривает историю болезни Шребера с точки зрения истории исключения в бессознательном отцовской функции. Функцию эту Лакан называет Именем Отца.

Даниель Пауль Шребер — председатель апелляционного суда города Дрездена, кандидат в депутаты Рейхстага. В году у него стал проявляться бред преследования.

"The Borromean Knot of Jacques Lacan; Or, How to Beat Your Death Drive" a lecture by Aron Dunlap

    Жизнь вне страха не просто возможна, а полностью достижима! Узнай как полностью избавиться от страха, нажми здесь!